Аполлон – бог солнца, искусств и пророчеств

Загрузка ...

Аполлон – бог солнца, искусств и пророчеств
  Аполлон – второй по популярности бог в греческом пантеоне, уступающий только Зевсу. Это бог солнца, искусств (особенно музыки), пророчества и стрельбы из лука. Он – законодатель и каратель; покровитель медицины, способный также насылать болезни; защитник пастухов. Его изображали в виде прекрасного безбородого юноши с мужественной сильной фигурой и развевающимися золотистыми волосами.  

 

Сын Зевса и богини Лето, Аполлон появился на свет на острове Делос, куда его мать попала случайно, гонимая ревнивой богиней Герой. Аполлон родился семимесячным в седьмой день месяца. В этот день весь остров Делос залили потоки солнечного света, а поющие лебеди – священные птицы Аполлона – проделали семь кругов над островом и воспели его. Так семерка стала священным числом Аполлона. 
Кроме яркого солнечного сияния у Аполлона есть и менее известный, темный аспект личности: с одной стороны он известен как чистый и, одновремено, очищающий других бог, с другой стороны, он мог быть мстительным и жестоким. К примеру, Аполлон и его сестра-близнец Артемида всегда стремительно и безжалостно карали своих обидчиков. Однажды глупая женщина посмела насмехаться над их матерью, хвастаясь тем, что у нее целых двенадцать красивых сыновей и дочерей, в то время, как у Лето только двое детей. После этого Аполлон убил всех ее сыновей, а Артемида – дочерей, а сама женщина превратилась в плачущий соляной столп. Аполлон, что было нетипично для эллинских богов, верен семье – матери и сестре, и всегда немедленно встает на их защиту: он расстреливают Тития, пытавшегося овладеть матерью; опасаясь, что Артемида не устоит перед красотой совратителя Ориона, Аполлон устраивает его смерть.

КУЛЬТ АПОЛЛОНА   Аполлон – врач, помощник, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопонесской войны. Он первым стал исцелять болезни глаз. Аполлон был также богом пророчеств – искусству предсказания он научился у более древних богов. Одним из его учителей был Пан – человек с рогами, козлиными ногами и козлиной бородой – сын бога Гермеса, покровитель пастухов и стад, и всей природы. Однако медиумами в храме Аполлона были женщины. Согласно еще одной легенде, будучи всего четырех дней от рождения, Аполлон убил дракона Пифия, который преследовал его мать, с тех пор его самого называли Пифийским, а жриц его храмов – пифиями. Контроль над пифиями осуществлял жрец-толкователь. Когда пифия входила в транс, жрец задавал ей вопросы, а ответы записывал. Иногда пророчества бывали смутными и двусмысленными, поэтому оракула часто использовали в политических целях, а храмы Аполлона одновременно являлись и религиозно-политическими центрами греческих полисов: обычно там хранилась казна союза и происходили собрания его членов. 
Аполлон приобрел значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики Аполлон считался, прежде всего, богом искусства и художественного вдохновения. В обмен на стадо коров от Гермеса Аполлон получил кифару (щипковый музыкальный инструмент). С тех пор он жестоко наказывал тех, кто пытался состязаться с ним в музыке. Например, с сатира Марсия, игравшего на изобретенной, а потом проклятой Афиной флейте, Аполлон заживо содрал кожу. В другой раз Аполлон состязался против Пана. Решение о том, кто победил, принимали трое: двое из них признали победу Аполлона, а третий, Мидас, – Пана. Своему оппоненту Аполлон ничего не сделал, зато у незадачливого судьи Мидаса отросли ослиные уши, и он был вынужден прятать их под шапочкой.
Люди приходили в храм Аполлона по трем основным причинам: посоветоваться с оракулом, попросить исцеления и очиститься после совершения преступления. Законодатели просили совета у Аполлона, который был одновременно и создателем, и толкователем законов. Ему же греческие города приписывали создание своих конституций. 
Пифией в храмах Аполлона обычно была местная женщина средних лет, которая пророчествовала, издавая безумные и бессвязные звуки. Для достижения состояния транса пифия жевала листы лавра или вдыхала ядовитые вулканические пары, поднимавшиеся из расщелины. Перед тем, как обратиться к пифии, вопрошающие должны были очиститься: посетить сауну и искупаться в специальных водах бассейна. Затем следовал обряд жертвоприношения: козу окропляли холодной водой до тех пор, пока животное не начинало дрожать, это означало, что бог готов принять его в жертву, только после этого можно было обратиться к Аполлону. За определенную плату паломник передавал храмовому служителю свой вопрос, написанный на вощеной дощечке, а тот обращался к пифии. Ее «ответ» передавался просителю в интерпретации жрецов. 
С оракулом советовались по разным вопросам, как политическим, например, по поводу основания новых колоний, так и по житейским, касающимся женитьбы, способности иметь детей или финансовых затруднений. Иногда предсказание звучало ясно: например, Сократу дельфийский оракул якобы сказал, что он мудрейший человек в Греции. Но многие ответы были непонятны и двусмысленны. Так, лидийский царь Крез спросил о том, что будет, если он нападет на Персию. Загадочное прорицание гласило, что великая империя рухнет. Царь послушался и напал на Персию, в результате пала его собственная империя.

СВЯТИЛИЩЕ АПОЛЛОНА НА КИПРЕ   На Кипре святилище Аполлона находилось в двух километрах западнее Куриона. Ученые говорят, что уже три тысячи лет назад паломники со всего острова приходили поклониться врачевателю и одновременно богу лесов. В храм входили с восточной стороны. Он состоял из комплекса различных построек: палестры, галереи, священной ямы, куда паломники складывали свои дары, дома главного жреца, ванны и бани, алтаря и собственно храма Аполлона. 
Ученые предполагают, что храм перестраивался несколько раз. Возможно, причиной тому были землетрясения. К храму вела широкая вымощенная дорога, сохранившаяся и по сей день. В конце дороги возвышались колонны храма. Святилище находилось под неусыпной охраной, а к алтарю мог прикасаться только главный жрец. В те времена существовало поверье, что бог обязательно исполнит просьбы того, кому удастся лично прикоснуться к алтарю. Находились отчаянные смельчаки, которым удавалось пробраться к святилищу. Но если бедняга был замечен охраной, то участь его была предрешена – всех нарушивших табу сбрасывали с высокой скалы.
Слева от дороги, ведущей к храму, находился культовый каменный круг. В центре этого круглого монумента вы и сегодня увидите несколько углублений. Ученые говорят, что когда-то в них росли священные деревья Аполлона – волчеягодник (Daphne) и мирт (Myrtle). Сейчас трудно сказать, для каких именно культовых церемоний использовался этот каменный круг.
Очень хорошо сохранились постройки южной части святилища. Когда-то в этих пяти комнатах селились паломники, дожидавшиеся своей очереди. Порой им приходилось провести в храме несколько дней, прежде чем каждому удавалось встретиться с оракулом или главным жрецом. 
У восточных ворот храма ученые обнаружили захоронения священных даров, принесенных Аполлону: глиняные фигурки в виде людей и животных и красивые горшки. Археологи говорят, что эти захоронения были сделаны несколько тысяч лет назад. 
Храм Аполлона продолжал существовать вплоть до IV века, пока не наступило время новой веры – христианства. 
  Елена НИКОЛАЕВА